hi boy
Журнал «Уголь»

ВОПРОСЫ КАДРОВ


Оригинальная статья

УДК 658.386:622.867 © Л.И. Уколова, 2024

ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Уголь № 02-2024 /1177/

DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2024-2-23-30

Название

Прогнозирование потребности в научно-педагогических кадрах для развития высшего горного образования в области угледобычи

Авторы

Уколова Л.И., профессор департамента музыкального искусства Института культуры и искусств

Московского городского педагогического университета, 129090, г. Москва, Россия, e-mail: Ukolovali@yandex.ru

В свете объективных тенденций развития угольной отрасли и масштабной модернизации производств актуальной задачей является оценка обеспеченности квалифицированными кадрами. Ранее проведенное исследование позволило прогнозно оценить разрыв в подготовке специалистов на уровне 450-800 чел. к 2030 г.

Материалы и методы. Были изучены статистические данные о демографии и численности начно-педагогических кадров (НПК) за 2010-2020 гг. Проведен анализ динамики подготовки специалистов. Разработаны математические модели для расчета темпов сокращения НПК и потребности в специалистах. Получены экспертные оценки от предприятий по динамике производства.

Результаты. На основе моделирования с учетом всех факторов произведена уточненная оценка разрыва до 2050 г. в диапазоне от 1900 до 3300 чел. в год при реализации разных сценариев. Выявлено, что только комплекс мер позволит снизить дефицит до 700-1100 чел. к середине столетия. Получены количественные оценки влияния каждого фактора на динамику кадрового потенциала. Проведенное исследование позволило сформировать базу для мониторинга ситуации и разработки эффективной государственной политики в рассматриваемой области, направленной на обеспечение устойчивого развития топливно-энергетического комплекса.

Ключевые слова

Угледобыча, горное дело, научно-педагогические кадры, прогноз потребности, высшее образование.

Список литературы

1. Профессиональная аспирантура: мировой опыт и российский контекст / Б.И. Бедный, С.К. Бекова, Н.В. Рыбаков и др. // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 10. С. 9-21. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-9-21.

2. Вавенков М.В. VR/AR-технологии и подготовка кадров для горной промышленности // Горные науки и технологии. 2022;7(2):180- 187. https://doi.org/10.17073/2500-0632-2022-2-180-187.

3. Верчеба А.А., Макаров В.А. Прикладная геология – базовое направление подготовки кадров горно-геологической отрасли // Горные науки и технологии. 2023;8(2):183-190. https://doi.org/10.17073/2500-0632-2023-01-71.

4. Жидков С.А., Лобанов К.Н., Макова Н.Е. Особенности учебной работы университета в условиях пандемии // Наука и образование. 2021. Т. 4. № 4.

5. Программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре как базовый инструмент укрепления кадрового потенциала российской науки / Е.В. Караваева, О.А. Костенко, В.В. Маландин и др. // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 9-23. DOI: 10.31992/0869-36172022-31-1-9-23.

6. Кашина М.А. Негативные последствия реформирования российской аспирантуры: анализ и пути минимизации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 55-70. DOI: 10.31992/0869- 3617-2020-29-8-9-55-70.

7. Кобылкин С.С., Руденко В.А. Подготовка кадров в области горноспасательного дела // Уголь. 2023. № 11. С. 30-42. DOI: 10.18796/0041-5790-2023-11-30-42.

8. Коновалова Л.И., Семенова Л.А. Сравнительный анализ ФГОС 3+ и ФГОС 3++ по направлению подготовки 21.05.04 Горное дело // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 11. С. 41-52. URL: http://e-kon cept. ru/2020/201080. htm.

9. Лобанов К.Н., Макова Н.Е. Направления улучшения показателей университета в мониторинге эффективности деятельности вузов // Наука и образование. 2021. Т. 4. № 4.

10. Пахомов СИ, Гуртов В.А., Щеголева А.В. Согласование систем подготовки и аттестации кандидатов наук // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7. С. 40-49. DOI: 10.31992/0869-3617-2021- 30-7-40-49.

11. Петров В.Л. Аналитический обзор системы подготовки горных инженеров в России // Горные науки и технологии. 2022;7(3):240- 259. https://doi.org/10.17073/2500-0632-2022-3-240-259.

12. Пономарев В.П., Пучков А.Л. Общие задачи проектов по программе DBA НИТУ МИСИС // Уголь. 2023. № 7. С. 25-30. DOI: 10.18796/0041-5790-2023-7-25-30.

13. Семенова Л.А. Проблемы преемственности в профессиональной подготовке конкурентоспособного специалиста в области горного дела // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 01. С. 79-88. URL: http://e koncept. ru/2020/201007. htm.

14. Темербекова А.А., Леушина И.С., Байкунакова Г.В. Алгоритмический подход к использованию проектного метода в различных образовательных системах / Дистанционные образовательные технологии: сборник материалов IV всероссийской научно- практической конференции. Симферополь, 2019. С. 117-123.

15. Тесленко В.А., Мельников Р.М. Перспективы развития индустриальной аспирантуры в России // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. C. 157-167. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-5-157-167.

Для цитирования

Уколова Л.И. Прогнозирование потребности в научно- педагогических кадрах для развития высшего горного образования в области угледобычи // Уголь. 2024. № 2. С. 23-30. DOI: 10.18796/0041-5790-2024-2-23-30.

Информация о статье

Поступила в редакцию: 9.01.2024

Одобрена рецензентами: 15.01.2024

Принята к публикации: 26.01.2024

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК



Свежий выпуск
Партнеры