hi boy
Журнал «Уголь»

ВОПРОСЫ КАДРОВ


Оригинальная статья

УДК 622.864:378.016.147 © Н.О. Каледина, 2023

ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Уголь № 11-2023 /1173/

DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2023-11-23-30

Название

Подготовка горных инженеров – содержание и качество

Авторы

Каледина Н.О. доктор техн. наук, профессор, профессор кафедры «Безопасность и экология горного производства» Горного института НИТУ МИСИС. 119991, г. Москва, Россия, e-mail: nok52@mail.ru

Аннотация

В сложившихся социально-политических условиях формирование содержания высшего горного образования является особенно актуальным, и ключевым направлением является содержание той части подготовки, которая отвечает за формирование компетенций в области безопасности. Подготовка горного инженера, отвечающего ожиданиям промышленности и горной науки, должно гармонично сочетать фундаментальную, прикладную и практическую подготовку на современном производстве. Для повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов и сохранения преемственности научно-педагогических горных школ требуется решение ряда проблем на законодательном уровне.

Ключевые слова

Горное дело, безопасность горных работ, высшее горное образование, содержание и качество обучения, структура учебной программы, проблемы подготовки горных инженеров

Список литературы

1. Казанин О.И., Дребенштедт К. Горное образование в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы // Записки Горного института. 2017;225:369-375. https://doi.org/10.18454/pmi.2017.3.369.

2. Puchkov L.A., PetrovV. L. The system of higher mining education in Russia // Eurasian Mining. 2017;(2):57-60. https://doi.org/10.17580/em.2017.02.14.

3. Петров В.Л. Аналитический обзор системы подготовки горных инженеров в России // Горные науки и технологии. 2022;7(3):240-259. https://doi.org/10.17073/2500-0632-2022-3-240-259.

4. A Critical Moment The supply and demand of mining, metallurgical and geotechnical engineers in the Australian resources industry. AusIMM report, 2021. 15 p.

5. Armstrong J. Mine management failure mechanisms – a geotechnical perspective. AusIMMBulletin. 2022. [Электронный ресурс]. URL:https://www.ausimm.com/bulletin/bulletin-articles/mine-management-failure-mechanisms--a-geotechnical-perspective/(дата обращения: 15.10.2023).

6. Phillips H.R. Mining education in South Africa – past, present and future // Journal of Mines, Metals and Fuels. 1998;46(11):412-418.

7. Vercheba A.A. Personnel training for the mining and geological sector of Russia // Mining Science and Technology (Russia). 2021;6(2):144-153. https://doi.org/10.17073/2500-0632-2021-2-144-153.

8. Верчеба А.А., Макаров В.А. Прикладная геология – базовое направление подготовки кадров горно-геологической отрасли // Горные науки и технологии. 2023;8(2):183–190. https://doi.org/10.17073/2500-0632-2023-01-71.

9. Kazanin O.I., Sergeev I.B. Training of a Modern Mining Engineer: Challenges of Universities and Professional Communities // Mining magazine. 2017;(10):75-80. https://doi.org/10.17580/gzh.2017.10.16.

10. Пучков Л.А., Петров В.Л. Высшее горное образование России в условиях реформирования образовательной системы // Известия высших учебных заведений. Горный журнал. 2005. № 2. С. 107-116.

11. Черникова А.А., Петров В.Л. Подготовка горных инженеров в российских университетах исследовательского типа // Горный журнал. 2015. № 8. С.103-106. https://doi.org/10.17580/gzh.2015.08.22.

12. Аренс В.Ж. Горный инженер – это перспективно. М.: Изд. дом МИСИС, 2017. 24 с.

13. Аренс В.Ж. Чему и как учить современных горных инженеров // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2009. Вып. 1. С. 90-94.

14. Копылов А. Б. Техническое и горное образование в России. Вчера, сегодня. Завтра? Цифры и факты / Социально-экономические и экологические проблемы горной промышленности, строительства и энергетики: сб. науч. тр. 9-й Международной конференции по проблемам горной промышленности, строительства и энергетики. В 2 т. Т. 2. Минск: БНТУ, 2013. С.469-485.

15. Вавенков М.В. VR/AR-технологии и подготовка кадров для горной промышленности // Горные науки и технологии. 2022;7(2):180-187. https://doi.org/10.17073/2500-0632-2022-2-180-187.

16.A decision matrix for implementing AR, 360° and VR experiences into mining engineering education / L.M. Daling, S. Khodaei, S. Thurner et al. // Communications in Computer and Information Science. 2021;1420:225-232. https://doi.org/10.1007/978-3-030-78642-7_30.

17. Mitchell P. Top 10 business risks and opportunities for mining and metals in 2022. 2021. [Электронный ресурс]. URL:https://www.ey.com/en_gl/mining-metals/top-10-business-risks-and-opportunities-for-mining-and-metals-in-2022(дата обращения: 15.10.2023).

18. Пономарев В.П., Пучков А.Л. Общие задачи проектов по программе DBA НИТУ МИСИС // Уголь. 2023. № 7. С. 25-30. DOI: 10.18796/0041-5790-2023-7-25-30.

19. Литвиненко В.С. Стратегия методологического обеспечения по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим техническим образованием. https://spmi.ru/strategiya-podgotovki-specialistov.

Для цитирования

Каледина Н.О. Подготовка горных инженеров – содержание и качество // Уголь. 2023. №11. С. 23-30. DOI: 10.18796/0041-5790-2023-11-23-30.

Информация о статье

Поступила в редакцию: 31.08.2023

Одобрена рецензентами: 13.10.2023

Принята к публикации: 26.10.2023

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК



Свежий выпуск
Партнеры