hi boy
Журнал «Уголь»

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ


Оригинальная статья

 

УДК 681.5 © Л.К. Халкечева, Р.К. Халкечев, 2022

ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Уголь № 4-2022 /1153/

DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2022-4-50-52

Название

Автоматизированная система мониторинга состояния транспортных берм на предмет оползневой опасности в виде проседания

 

Авторы

Халкечева Л.К., научный сотрудникАкадемии фундаментальных наук, 355007, г. Ставрополь, Россия, e-mail: kyzy@bk.ru

Халкечев Р.К., доктор техн. наук, доцент,профессор кафедры инфокоммуникационных технологий НИТУ «МИСиС»,119049, г. Москва, Россия,e-mail: syrus@list.ru

Аннотация

В представленной статье описана автоматизированная система, позволяющая в режиме реального времени осуществлять мониторинг состояния транспортной бермы на предмет реализации оползня проседания. Прогноз оползневой опасности в предложенной системе осуществляется на основе разработанной математической модели, рассматривающей транспортную берму как трехмерную перколяционную решетку. Такая решетка состоит из элементов, соответствующих текстурным неоднородностям участка транспортной бермы. В рамках компьютерного моделирования она исследуется на предмет реализации кластеров, соответствующих магистральным трещинам, формирующим оползневое тело. При этом перколяция осуществляется по критерию разрушения, учитывающему одновременно – элементарный объем, неоднородное поле напряжений, прочностные свойства текстурных неоднородностей, деформационные свойства горных пород, а также динамическую нагрузку от движения транспортного средства по берме угольного разреза.

Ключевые слова

Берма, поле напряжений, угольный разрез, математическая модель. перколяционная решетка, оползень проседания, кластер, элементарный объем.

Список литературы

1. Quantitative assessment for the rockfall hazard in a post-earthquake high rock slope using terrestrial laser scanning / Li H-b., Li X.-w., Li W.-z. et al. // Engineering Geology. 2019. Vol. 248. P. 1-13.

2. Zhou X.-P., Liu L.-J., Xu C. A modified inverse-velocity method for predicting the failure time of landslides // Engineering Geology. 2020. Vol. 268. 105521.

3. Integration of ground-based radar and satellite In SAR data for the analysis of an unexpected slope failure in an open-pit mine / T. Carl?, P. Farina, E. Intrieri et al. // Engineering Geology. 2018. Vol. 235. P. 39-52.

4. A three-dimensional mesoscale model for progressive time-dependent deformation and fracturing of brittle rock with application to slope stability / Y. Yuan, T. Xu, M.J. Heap et al. // Computers and Geotechnics. 2021. Vol. 135. 104160.

5. Fleurisson J.-A. Slope Design and Implementation in Open Pit Mines: Geological and Geomechanical Approach // Procedia Engineering. 2012. Vol. 46. P. 27-38.

6. Feng J.L., Tao Z.G., Li D.J. Evaluation of Slope Stability by the In Situ Monitoring Data Combined with the Finite-Discrete Element Method // Procedia Engineering. 2017. Vol. 191. P. 568-574.

7. Халкечев Р.К., Халкечев К.В. Математическое моделирование неоднородного упругого поля напряжений породного массива кристаллической блочной структуры // Горный журнал. 2016. № 3. С. 200-205.

8. Халкечев Р.К., Халкечев К.В. Управление селективностью разрушения при дроблении и измельчении геоматериалов на основе методов подобия и размерности в динамике трещин // Горный журнал. 2016. № 6. С. 64-66.

9. Халкечев К.В. Системный подход к разработке математического обеспечения ГИС лавинного районирования по напряженно-деформированному состоянию снега на склонах горных территорий // Устойчивое развитие горных территорий. 2020. Т. 12. № 1. С. 88-93.

10. Халкечев К.В. Нелинейная математическая модель динамической системы трещиноватости в минералах углевмещающих горных пород // Уголь. 2019. № 10. С. 92-94.DOI: 10.18796/0041-5790-2019-10-92-94.

11. Кузин Е.А., Халкечев К.В. Математическая модель определения формы устойчивого целика поликристаллической структуры в углевмещающих породах // Уголь. 2020. № 2. С. 22-25. DOI: 10.18796/0041-5790-2020-2-22-25.

12. Кузин Е.А., Халкечев К.В. Определение управляющих пространственно-геометрических параметров устойчивых горных выработок // Уголь. 2020. № 9. С. 65-67. DOI: 10.18796/0041-5790-2020-9-65-67.

 

Для цитирования

Халкечева Л.К., Халкечев Р.К. Автоматизированная система мониторинга состояния транспортных берм на предмет оползневой опасности в виде проседания // Уголь. 2022. № 4. С. 50-52. DOI: 10.18796/0041-5790-2022-4-50-52.

 

Информация о статье

Поступила в редакцию: 17.01.2022

Одобрена рецензентами:31.01.2022

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК



Свежий выпуск
Партнеры