РЫНОК УГЛЯ
Оригинальная статья
УДК 658.8:622.33:622.85 © И.А. Мамедова, Е.И. Павлова, В.Ю. Савченко-Бельский, Е.В. Черпакова, 2019
ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333
(Online) • Уголь №
12-2019 /1125/
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2019-12-50-54
Название
Эколого-экономические аспекты развития
инфраструктуры доставки угля потребителям
Авторы
Мамедова И.А., канд. экон. наук, доцент кафедры «Международный транспортный менеджмент и управление цепями поставок» ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», 127994, г. Москва, Россия, e-mail: irada-mamedowa@mail.ru
Павлова Е.И., канд. экон. наук, профессор, профессор кафедры «Международный транспортный менеджмент и управление цепями поставок» ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», 127994, г. Москва, Россия, e-mail: elenaivanovna@bk.ru
Савченко-Бельский В.Ю., доктор экон. наук, профессор, профессор кафедры «Управление транспортными комплексами» ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», 109543, г. Москва, Россия, e-mail: s-b_v@mail.ru
Черпакова Е.В., канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Международный транспортный менеджмент и управление цепями поставок» ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», 127994, г. Москва, Россия,
e-mail: cherpakovae@inbox.ru
Аннотация
Рост объемов экспорта угля обусловливает необходимость развития инфраструктуры железных дорог и портов. Угольные грузопотоки ориентированы в основном на восточное направление. Большие расстояния перевозки увеличивают стоимость угля для конечного потребителя. Низкие тарифы на перевозку угля снижают заинтересованность ОАО «РЖД» в инвестировании в инфраструктурные объекты на пути доставки угля. Ограниченная пропускная способность железных дорог и портов отрицательно повлияет на развитие угольной отрасли. Необходимы экономичные и экологичные решения мирового уровня по пылеподавлению на угольных терминалах и железнодорожных станциях.
Ключевые слова
Рынок угля, инфраструктурные ограничения, тарифы, понижающие коэффициенты, угольная пыль, пылеподавление, эколого-экономическая и социальная эффективность.
Список литературы
1. World Coal Association – With coal consumption expected to increase, the need for low emission technologies has never been greater [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldcoal.org/coal-consumption-expected-increase-need-low-emission-technologies-has-never-been-greater (дата обращения: 15.11.2019).
2. Ricketts B. Coal Industry across Europe / 6th edition. EUROCOAL: European Association for Coal and Lignite, 2017. P. 18.
3. Ожерельева М.В. Прогнозирование перевозок каменного угля железнодорожным транспортом // Вестник транспорта. 2017. № 4. С. 30-32.
4. Хусаинов Ф.И. Тарифы на перевозки угля: сохранять ли кросс-субсидирование? // РЖД-Партнёр. 2016. № 18. С. 16-17.
5. Хусаинов Ф.И., Ожерельева М.В. Влияние железнодорожных тарифов на конкурентоспособность угольной отрасли // Наука и техника транспорта. 2016. № 4. С. 54-59.
6. Таразанов И.Г. Итоги работы угольной промышленности за январь-декабрь 2017 года // Уголь. 2018. № 3. С. 58-73. DOI: 10.18796/0041-5790-2018-3-58-73. URL: http://www.ugolinfo.ru/Free/032018.pdf (дата обращения: 15.11.2019).
7. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. М.: Министерство экономического развития Российской Федерации, сентябрь 2017.
8. Japan Coal Energy Centre – Promotion of Clean Coal Technology Development [Электронный ресурс]. URL: http://www.jcoal.or.jp/eng/work/04/ (дата обращения: 15.11.2019).
9. Ключевые параметры крупнейших специализированных угольных портовых терминалов в мире // Экcперт Online [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/ratings/klyuchevyie-parametryi-krupnejshih-spetsializirovannyih-ugolnyih-portovyih-terminalov-v-mire/ (дата обращения: 15.11.2019).
10. Clean Coal Technologies in Japan. Technological Innovation in the Coal Industry [Электронный ресурс]. URL: https://b-ok.org/book/562448/ad15da (дата обращения: 15.11.2019).
11. Перевести все угольные терминалы на закрытую перевалку рискованно с точки зрения долгосрочных задач экономики – стивидор // Морские вести России. 20.07.2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.morvesti.ru/detail.php?ID=72815 (дата обращения: 15.11.2019).
12. Водяная пушка для пылеподавления может работать при сильных морозах, если предусмотреть в ней снежный режим – конференция «Морских портов» // Морские вести России. 26.01.2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.morvesti.ru/detail.php?ID=68851 (дата обращения: 15.11.2019).
Для цитирования
Эколого-экономические аспекты развития инфраструктуры доставки угля потребителям / И.А. Мамедова, Е.И. Павлова, В.Ю. Савченко-Бельский, Е.В. Черпакова // Уголь. 2019. №12. С. 50-54. DOI: 10.18796/0041-5790-2019-12-50-54.
Информация о статье
Поступила в редакцию: 24.08.2019
Одобрена рецензентами: 17.10.2019
Принята к публикации: 06.11.2019
РЕЦЕНЗИЯ
на статью: «Эколого-экономические аспекты развития инфраструктуры доставки угля потребителям», авторы: Мамедова И.А., Павлова Е.И., Савченко-Бельский В.Ю., Черпакова Е.В.
Рецензент
Линник В.Ю., доктор экон. наук, профессор кафедры Экономики и управления в топливно-энергетическом комплексе ГУУ.
В представленной на рецензию статье рассмотрены актуальные экономические и экологические вопросы, связанные с перевозкой и перегрузкой угля в цепях поставок потребителям. В России уголь остается важной составляющей экспорта. Широко обсуждаемый в настоящее время вопрос о возврате РЖД надбавки к тарифу на экспортные перевозки энергетического угля в условиях конкурентного рынка вызвал возражение со стороны угольных компаний. Повышение тарифов на перевозки угля может привести к экономической нецелесообразности его экспорта. Приводимые в статье сведения убедительно обосновывают остроту проблемы. Доводы авторов подтверждены статистическими данными.
Экономика тесно переплетается с экологическими проблемами перевозки и перевалки угля, и последние получили широкий общественный резонанс. Они стали предметом рассмотрения на правительственном уровне, его обсуждают депутаты Государственной Думы на парламентских слушаниях. Ситуация с углем, сложившаяся в портах Дальнего Востока, рассматривается как экологическая катастрофа. Это позволяет заключить, что представленная статья имеет высокую степень актуальности. В статье отражены направления экологической модернизации при перегрузке и хранении угля в российских морских портах, передовые природоохранные технологии. Ставится вопрос о переходе на закрытый способ перевалки пылящих грузов.
Авторами подняты экономические, экологические и социальные вопросы доставки угля и рассмотрен опыт Японии по их решению. Научный уровень статьи – высокий, ей присуща научная новизна. Аргументация авторов основана на статистическом материале, в подтверждение приводятся ссылки на авторитетные источники. Статья структурирована.
В заключение представлен подход к оценке экономической эффективности природоохранных мероприятий, с учетом социальной и экологической составляющих. Проанализированные вопросы и пути их решения подтверждают теоретическую и практическую ценность представленной статьи. Выполненное исследование предоставит импульс для дальнейших исследований в рассматриваемой авторами области.
Статья по содержанию и объему соответствует предъявляемым требованиям. Стиль изложения – научный, материал изложен с обоснованием, логично. Установленные требования по оформлению материалов рукописи в данной работе полностью соблюдены.
Полагаю, что представленная на рецензию статья заслуживает публикации в научном издании, в частности, в журнале «Уголь».